Часть 10: виды обучения
Игорь Платонов
В предыдущей статье «Часть 9: итог работы руководителя на этапе определения потребностей в обучении сотрудников» мы подвели итоги и систематизировали полученную информацию в виде наглядной таблицы. Сегодня поговорим о видах обучения стоматологического персонала.
Меня очень забавляет ситуация, когда меня приглашают на участие в «семинаре», на котором планируется присутствие более 50 участников. Для того чтобы мы с Вами одинаково понимали суть учебных мероприятий, я предлагаю Вам описать основные виды обучения и их особенности.
Лекция. Мероприятие, на котором, как правило, присутствует, более 30 слушателей. Лектор предоставляет информацию в виде монолога. В конце лекции, информатор отвечает на вопросы участников лекции.
Семинар. Мероприятие, на котором, как правило, присутствует 15 – 25 участников. Чаще всего, мероприятие строится в форме «диалога – дискуссии» со слушателями. В рабочей программе семинара чаще всего присутствуют практические задачи и практические задания для слушателей, которые занимают 20-30 процентов времени семинара. Очень часто, учебные центры, приглашая меня в качестве специалиста по обучению, до последнего дня не могут ответить на один вопрос. Лекция или семинар? Нужно понимать, что подготовка к этим мероприятиям строится по-разному, содержание программ также отличается. Поэтому не всегда чувствуешь себя комфортно, когда планировал семинар, а видишь в аудитории 40 человек. Да и степень удовлетворённости слушателей при большом количестве участников, как правило, снижается. Ведь выполнить практическую часть заявленной программы на большую аудиторию намного труднее.
Стоматологический бизнес - тренинг. Тренинги, предназначенные для решения бизнес - задач. Как правило, проводятся специалистом с большим опытом практической работы по заявленной тематике. Таким образом, мы отделим их от широко распространённых в последнее время психологических тренингов. По своему содержанию, бизнес - тренинг включает в себя не менее 50-60% «тренировок» участниками тренинга ситуаций, с которыми они работают в своей повседневной деятельности, например:
- Консультация первичного пациента.
- Планирование комплексного стоматологического лечения.
- Планирование лечения по специализации.
- Взаимодействие врача и администратора.
- Взаимодействие врача и ассистента.
- Телефонные переговоры администратора и пациента.
Основными задачами бизнес - тренингов являются:
- Способность сотрудника организовать себя и зависящий только от него рабочий процесс.
- Командное взаимодействие персонала стоматологической клиники - координация собственной деятельности с действиями сотрудников клиники.
- Способность сотрудника организовать работу своих подчинённых.
- Ориентация на пациента - способность сотрудника эффективно работать с пациентом, предлагая наилучшие способы решения ситуаций.
Консультации. Профессиональный совет внешнего специалиста. Это форма получения новых знаний, нового взгляда на знакомую проблему. Активно используется при необходимости получить информацию по вопросам практического применения различных нововведений в стоматологическом бизнесе. Консультации могут проходить в форме лекций, разбора конкретных проблемных ситуаций, ответов на конкретные практические вопросы.
Дистанционное обучение. Обучение, осуществляемое посредством использования компьютерных технологий. Главным преимуществом данного вида обучения является возможность получать практические знания вдали от преподавателя. В моей практике данный вид консультационных услуг применяется достаточно широко. Стоматологическое учреждение заключает договор на оказание консультационных услуг. В течение нескольких месяцев, на расстоянии, мы строим систему работы клиники. Она включает в себя большой круг процедур. Очень часто это сопровождается периодическими выездами в клинику для проведения стоматологических бизнес - тренингов или коучингом на рабочем месте.
Коучинг - консультационные услуги, осуществляемые непосредственно на рабочем месте обучающегося руководителя или сотрудника. Очень часто данный вид обучения распространён при обучении руководителей. Они получают консультационные услуги по вопросам коммуникации с сотрудниками, принятии практических решений, взаимодействии с поставщиками и в других сферах деятельности клиники.
Кроме этих форм обучения, мы можем перечислить с Вами такие формы подготовки сотрудников, как стажировка, наставничество, сертификационные курсы.
При заполнении в таблице графы « Предпочтительный вид обучения» Вам необходимо указать вид подготовки сотрудника, оптимальный с точки зрения достижения задач обучения. Мой практический опыт показывает, что наибольшую отдачу с точки зрения достижения результата для врачей дают стоматологические бизнес - тренинги и семинары внутри клиники.
В следующей статье «Часть 11: обучение можно проводить силами сотрудников клиники» мы разберемся, в каких случаях обучение не потребует привлечения внешнего специалиста.
Copyright © stoma-expo.ru