Показать меню

<< назад к списку

Динамика гигиенического (OHI-S) и десневого (GI) индексов и у младших школьников при контролируемой чистке зубов

Л.И. Леус*, Л.Н. Полянская*, А.А. Плавская**, К.Г. Азимова*
*2-я Кафедра терапевтической стоматологии БГМУ,
** Средняя школа № 166 г. Минска, Беларусь

В современных исследованиях, посвященных стоматологическому здоровью, акцент должен быть смещен в сторону выявления взаимосвязей между индикаторами и факторами риска возникновения заболеваний [9, 10]. Одним из наиболее важных факторов риска возникновения основных, наиболее распространенных заболеваний, кариеса зубов и болезней периодонта, является микробный зубной налет, избыточное накопление которого наблюдается при неудовлетворительной гигиене, а последняя обусловлена образом жизни людей [4]. Наиболее эффективным методом гигиены рта является регулярная, два раза в день, чистка зубов [8].

Динамика гигиенического (OHI-S) и десневого (GI) индексов и у младших школьников при контролируемой чистке зубовВ странах Европы имеются большие различия в соблюдении детьми общепризнанного режима (2 раза в день) чистки зубов. По данным международного исследования HBSC 2001/2002 гг. [9], более одного раза в день чистят зубы подростки (11-15 лет) в Швейцарии (80% мальчиков и 89% девочек), в Германии (79%) и Нидерландах (77%). В России 52% мальчиков и 71% девочек соблюдают рекомендованный режим чистки зубов. Выборочные исследования детей в Республике Беларусь показывают неудовлетворительное состояние гигиены рта и наличие хронических гингивитов. Так по данным исследований Е.Я. Котлеровой и соавт, 2004 [1]; А.М. Смирнова, 2008 [5]; Т.Н. Тереховой и соавт., 2008 [6] у 7-8-летних детей средний OHI-S колеблется в пределах от 1.2 до 2.27 ед., что указывает на неудовлетворительную гигиену рта. Следовательно, дети зубы не чистят или чистят нерегулярно и некачественно. Международный опыт и 15-летний опыт школьной программы в школе № 166 г. Минска показывает, что младших школьников необходимо учить правильно чистить зубы в школе под наблюдением учителей [2, 3, 7].

Целью настоящего исследования явились определение стоматологического статуса и клиническая оценка эффективности контролируемой чистки зубов младшими школьниками с использованием гигиенической или профилактической (со фтором) зубной пасты.

Наблюдаемые школьники, материалы и методы исследования.

Был проведен стоматологический осмотр 159 учеников 1-2 классов СШ № 166 г. Минска. Среди обследованных: 47 детей были в возрасте 6 лет, 89 детей – 7 лет и 23 ребенка – 8 лет, всего 72 мальчика и 87 девочек. Осмотр проводился в стоматологическом кабинете, при адекватном искусственной освещении, с помощью стандартного набора зубоврачебных инструментов. Гигиену рта оценивали по упрощенному индексу OHI-S (Green, Vermillion, 1964) и его компонентам – зубному налету (DI-S) и зубному камню (CI-S). Состояние десны определяли с помощью десневого индекса GI (Loe, Sillness, 1963). Для оценки интенсивности кариеса постоянных зубов применяли индексы КПУ зубов и КПУ поверхностей. Данные осмотра регистрировались в специальной карте стоматологического обследования. Статистическая обработка выполнена при помощи компьютерной программы Anova, Excel, StatisticforWindows.

В гигиенической школьной программе участвовали 49 детей в возрасте 7-8 лет при соблюдении всех необходимых этических и санитарных условий. Для чистки зубов младшим школьникам были предоставлены – (RemineralizingOralCareSystems/ Реминерализующие Системы для Ухода за полостью Рта) (удостоверение о государственной гигиенической регистрации РБ № 08-33-0.327826). Дети, участвующие в Программе гигиены были разделены на две группы. В одной группе (n=24) для чистки зубов дети использовали пасту без фтора, в другой (n=25) со фтором (500 p.p.m.). Чистка зубов осуществлялась в течение четырех недель ежедневно в учебные дни в школе после завтрака под наблюдением учителей.

Результаты и обсуждение.

Средний показатель индекса гигиены OHI-S обследованных детей составил 1,65+/-0,03 S.E., что характеризовало в целом уровень гигиены полости рта школьников как неудовлетворительный. При этом гигиеническое состояние рта определялось главным образом значительным количеством зубного налета - компонент DI-S составил 1,64+/-0,03. Зубной камень был обнаружен только у нескольких детей – среднее значение компонента CI-S составило 0,01+/-0,004. Средний показатель десневого индекса GI был 0,81+/-0,01 S.E., что указывало на наличие у детей гингивита легкой степени тяжести. При этом показатели индекса у отдельных индивидуумов варьировали от GI = 0,1 до GI = 1,2.

У 113 детей (71,1%) все постоянные зубы были здоровы – КПУ=0. У 35 человек (22%) были обнаружены кариозные полости в первых постоянных молярах и у 13 человек (8,2%) – пломбы. Средний КПУ в группе обследованных составил 0,45+/-0,06 S.E. При этом компонент К (кариес) был равен 0,28+/-0,05, а компонент П (пломба) – 0,16+/-0,05. В большинстве случаев кариесом была поражена одна поверхность зуба: среднее значение КПУ поверхностей составило 0,46+/-0,07. У 18 детей (11,3%) фиссуры постоянных моляров были покрыты герметиком. Статистически достоверных различий показателей стоматологического статуса между группами мальчиков и девочек установлено не было.

Исходный уровень гигиены рта у детей, принявших участие в программе чистки зубов под наблюдением учителей обеих групп варьировал в пределах 1.74-1.77 OHI-S. Десневой индекс GI был в пределах от 0.85 (первая группа) до 0.88 (вторая группа), что указывало на наличие хронического гингивита, взаимосвязанного с неудовлетворительной гигиеной рта. При повторном исследовании индексов через 4 недели установлено улучшение OHI-S на 17.5-17.8% и снижение десневого индекса на 14-22% от исходного уровня. При сравнении полученных данных между двумя группами достоверных различий оцениваемых индексов не отмечено. Подробные данные исследования представлены в таблице 1, 2 и на рисунке 2.

Таблица 1. Гигиена рта у детей после 4-недельной чистки зубов в школе под наблюдением учителей

 

Детские зубные пасты R.O.C.S.*

 

Возраст детей
Гигиена рта
OHI-S+/-S.E.
Изменения
Исходный Через 4 недели OHI-S % Достоверность р
без фтора

7-8 лет
n=24

1.74+/-0.077 1.43+/-0.078 -0.31 -17.8 <0.05
со фтором 7-8 лет
n=25
1.77+/-0.054 1.46+/-0.055 -0.31 -17.5 <0.05

Таблица 2. Состояние десны у детей после 4-недельной чистки зубов в школе под наблюдением учителей

 

Детские зубные пасты R.O.C.S.*

 

Возраст детей
Состояние десны
GI+/-S.E
Изменения
Исходный Через 4 недели GI % Достоверность р
без фтора 7-8 лет
n=24
0.85+/-0.036 0.66+/-0.039 -0.19 22.4 <0.05
со фтором 7-8 лет
n=25
0.88+/-0.030 0.76+/-0.034 -0.12 13.6 <0.05
Достоверность между группами p>0.5 t=2.0
p>0.05
0.07 19


*Система реминерализирующей защиты здоровья рта (гос. регистрация Республики Беларусь № 08-33-0.327825)

Рисунок 2.Гигиена рта (по индексу OHI-S) и состояние десен (по индексу GI) у детей после 4-недельной чистки зубов зубными пастами без фтора и со фтором под наблюдением учителей. Видна очевидная взаимосвязь направленности динамики обоих показателей.

Динамика гигиенического (OHI-S) и десневого (GI) индексов и у младших школьников при контролируемой чистке зубов

Результаты проведенного исследования позволили выявить неудовлетворительный уровень гигиены полости рта у школьников младших классов, что является несомненным фактором риска для возникновения кариеса зубов и индикатором риска для хронических гингивитов. Каждый пятый ребенок нуждался в лечении кариеса постоянных зубов, а состояние десны у обследованных детей указывало на наличие гингивита легкой степени тяжести. Таким образом, по данным стоматологического статуса младших школьников 6-8 лет, обоснованным будет проведение школьной программы чистки зубов с применением зубных паст, обладающих профилактическим действием.

Выводы:

  1. Стоматологический статус младших школьников по данным индекса гигиены и десневого индекса был неудовлетворительным. У 22% детей постоянные зубы были поражены кариесом.
  2. Детские зубные пасты со фтором и без фтора были одинаково эффективными в улучшении гигиены рта школьников в среднем на 18% за четырехнедельный период наблюдения. Параллельно с улучшением гигиены рта уменьшилась интенсивность хронических гингивитов по индексу GI на 14-22% до уровня 0.66-0.76 ед.
  3. Чистка зубов школьников под наблюдением учителей является важнейшим элементом в гигиеническом воспитании детей, так как уже за короткое время удалось значительно улучшить индекс гигиены и уменьшить интенсивность гингивитов.
  4. Данные стоматологического статуса, полученные при первичном и повторном (через 4 недели) обследовании младших школьников указывают, что для достижения адекватного стоматологического здоровья по всем показателям необходима долгосрочная программа.

Список использованной литературы
1. Котлерова Е.Я. и соавт. Результаты систематической профилактики кариеса зубов у учащихся гимназии № 1 г. Могилева. // В кн. «Организация, профилактика и новые технологии в стоматологии». Материалы V Съезда стоматологов Беларуси, Брест, 2004, с. 69-70.
2. Леус Л.И. Клиническая оценка противокариозной эффективности аминофторидной зубной пасты у детей. В кн. «Шестой конгресс по профилактической стоматологии». CapeTown, SA, 1997, abstractN 8, c. 57.
3. Леус Л.И. Долгосрочные наблюдения клинической эффективности контролируемой чистки зубов у детей. Вестник стоматологии (АСУ), 2005, № 2, с. 82-85.
4. Леус П.А. Стоматологическое здоровье и качество жизни молодых людей. В кн.: Мониторинг качества педагогического образования: теоретико-методологические основы и пути решения. Материалы конференции, 21-22.03.2007, г. Барановичи (РБ), РИО БарГУ, 2007, с. 292-295.
5. Смирнов А.М. Итоги деятельности стоматологической службы населения Беларуси за 2007 г. Стоматологический журнал, 2008, т. IX, № 2, с. 183-186.
6. Терехова Т.Н. Заболеваемость кариесом детей Беларуси. Материалы V Международной научно-практической конференции 31.10-03.11.2006. Приложение к Стоматологическому журналу, 2007, № 2, с. 66.
7. Юдина Н.А., Казеко Л.А., Жардецкий А.И., Бажанова О.В. Оценка эффективности зубной пасты в двухлетней программе профилактики стоматологических заболеваний среди школьников городов Минска и Бобруйска. Стоматологический журнал, 2001, № 4, с. 36-39.
8. Loe H. Oral hygiene in the prevention of caries and periodontal disease. Int Dent J 2000; 50(3): 129-39
9. Maes L. et al. Tooth brushing and social characteristics of families in 32 countries. Int Dent J (2006) 56:159–67
10. Stockholm World FDI Congress’ statements, 2008, doc. 73 a.

27.12.2009

 

.

 


Статьи для стоматологов - архивные публикации >>

 

Copyright © stoma-expo.ru

Курсы стоматологов

Любая стоматологическая выставка - феерическое событие, пропустить которое не хочется ни стоматологам, ни руководителям, ни владельцам стоматологических клиник. От каждой стоматологической выставки ждут демонстрации новых технологий, мастер-классов, новинок стоматологического оборудования и материалов. Там можно купить профессиональную литературу, встретиться с коллегами, получить пробники и даже пополнить складские запасы по интересным выставочным ценам. А в последнее время - даже выиграть что-то типа романтической поездки на Гавайи или мотоцикла Харлей Дэвидсон.

Жаль только, что случаются стоматологические выставки не каждый день, неделю или месяц. И не в каждом городе, где есть те, кто их с удовольствием бы посетил.

Вот почему и открылась наша постоянная стоматологическая Интернет-выставка, чтобы любой современный человек (а ведь не гоже цивилизованному человеку жить без компьютера и Интернета, не так ли?) получил возможность в любой удобный момент, не сходя с места:

  • побывать в виртуальных павильонах тех же фирм-поставщиков стоматологического оборудования, инструментов и расходных материалов, что и на любимых стоматологических выставках Dental Salon или Dental Expo, познакомиться с новинками, сравнить характеристики,
  • <прочитать статьи и советы специалистов - не только по стоматологии, но и по управлению, маркетингу, многим другим аспектам ведения стоматологического бизнеса.

Как устроена наша стоматологическая выставка:

Для удобства посетителей и простоты восприятия наша выставка расположилась в пяти залах:

  1. в первом зале выставлено стоматологическое оборудование - в широком смысле это все мыслимые приборы и аппараты, стоматологические установки, мебель - в общем, все движущееся, вращающееся, снабженное микросхемами, моторчиками или наоборот, безмолвное, но габаритное и массивное, например - стоматологическая мебель и т.п.
  2. во втором зале демонстрируются стоматологические инструменты - во всем своем разнообразии представлено все то, что стоматологи держат в руках во время работы, и что пациенты считают непременным атрибутом камеры пыток.
  3. в третьем зале расположились стоматологические материалы - у нас на выставке это все то, что не оборудование, и не инструменты.
  4. в четвертом зале - настоящая "изба-читальня", или конгресс-холл для чтения докладов, здесь публикуются статьи для стоматологов.
  5. В пятом зале - бизнес-центр, где руководители и владельцы клиник могут познакомиться с публикациями по стоматологическому бизнесу, а новички и будущие инвесторы - с информацией о том, как открыть стоматологическую клинику.

Если вы потерялись в павильонах, запутались и не знаете, как найти выход или какой-то павильон, посмотрите план выставки, или задайте вопрос организаторам.

Copyright © stoma-expo.ru

Rambler's Top100 Рейтинг Nedug.Ru - клиники Москвы, клиники Петербурга
Реклама: