Тройственный союз на детском приеме: ребенок + родители + врач (часть I)
Ольга Аскальдович
Индивидуальный подход необходим маленьким пациентам стоматологической клиники не меньше, чем их родителям. Да и врач заинтересован в том, чтобы лечение проходило в спокойной доверительной обстановке, чтобы детки охотно открывали рот, говорили «спасибо» и не боялись.
Задача врача на детском приеме:
- установить глубокий психологический контакт с юным пациентом и постоянно следить за любыми его изменениями
- учитывать возрастные особенности мировосприятия и общения, уметь переводить боль или страх в позитивные ощущения
- заинтересовать родителей проблемой детского здоровья и стимулировать к ее решению
Все знают, что врач должен лечить заболевание, объединившись с пациентом. Но в практике детского стоматологического приема обычно все не так: родители приводят ребенка, говорят, что проблема есть и ее должен решить только врач. Малыш при этом ничего не хочет делать, панически боится и мечтает только о том, чтобы быстрее покинуть это ужасное место, но его мнение никого не интересует.
Существует четыре основные схемы взаимодействия врач-ребенок-родители:
Схема №1 - «ВРАЧ»
Проблема здоровья ребенка целиком и полностью перекладывается на врача. Последний видит цель и приступает к лечению, при этом он обычно концентрируется только на зубе, но не на ребенке в целом. В результате формируется отношение к стоматологии, как к ремеслу, которое невозможно без боли или нечеловеческих усилий воли. Такие пациенты впоследствии обращаются за лечением только в экстренных случаях или не обращаются вообще. Это крайне неблагоприятная схема.
Схема №2 - «РОДИТЕЛИ+ВРАЧ»
Родители предъявляют проблему и предлагают врачу свое участие, мнение ребенка при этом не учитывается. Мама пытается успокоить малыша, чтобы он не мешал доктору, говорит: «Сиди смирно, потерпи, ничего страшного не происходит». Такой вариант взаимодействия бесперспективен, мама в данном случае – диктатор и ей лучше вообще не участвовать в лечении.
Схема №3 - «РЕБЕНОК+ВРАЧ»
Родители приводят ребенка и покидают кабинет стоматолога. Они либо не хотят мешать, либо не могут смотреть на лечение. Врач пытается договориться непосредственно с малышом, настроить его на положительный контакт и последующие визиты. Он предлагает совместное участие в процессе и формирует доверие, все объясняет, спрашивает разрешения и согласия. Такой вариант контакта уже не так плох, он имеет большие шансы на успех.
Схема №4 - «РЕБЕНОК+РОДИТЕЛИ+ВРАЧ»
В данном варианте в борьбе за здоровье малыша участвуют трое. Стоматолог объясняет родителям, что такое взаимодействие на самом деле необходимо ребенку, что нужно настроиться на длительное сотрудничество, тогда прогноз на будущее будет наиболее благоприятным. Врач регулирует взаимоотношения, постоянно говорит, что нужно делать ребенку, а что маме. Это наилучший вариант сотрудничества.
Естественно, в чистом виде эти схемы встречаются редко, но можно отметить, что варианты 1 и 2 наиболее распространены. Стремиться, конечно, нужно к 4-й схеме.
Эксперты стоматологической выставки Stoma-Expo отмечают, что совместная работа не означает, что родители должны присутствовать в кабинете во время лечения, но они должны осознавать свою роль в здоровье полости рта своего ребенка. Иногда родители согласны помогать только на словах, они присутствуют на детском приеме, но только лишь с целью контроля за действиями врача (чтобы малышу не было неприятно или больно). Но это не правильно, главное – не обезболивание, главное – здоровье.
25.08.2012
Статьи для стоматологов - архивные публикации >>
Copyright © stoma-expo.ru